x

Авторизация

  • Главная
  • Новости
  • Интервью с белорусскими финалистками Стипендиальной программы Yamaha

Интервью с белорусскими финалистками Стипендиальной программы Yamaha

06.03.2018 312

В начале февраля две белорусские флейтистки - Анна Кондратенко и Наталья Мурзина вместе с педагогами и представителем магазина “Музыка” - отправились покорять Дубай своим музыкальным мастерством: девушки прошли в финал Стипендиальной программы Yamaha Music Gulf 2017/18 по классу флейты.

Ещё более приятной новостью стало то, что младшая финалистка - Анна - по итогам финального прослушивания была отмечена судьёй Андреа Либеркнехт (Германия) и получила приз в 1000$! Анна стала одной из пяти студентов, которые получили Стипендии от Yamaha.

Правда, госпожа Либеркнехт изначально отметила, что Стипендиальная программа - не конкурс. По её словам, каждый из 13 участников финала уже прошёл довольно серьёзный отбор, и все юные музыканты, приехавшие в Дубай по приглашению Yamaha - безусловно уникальный и талантливы.

По традиции, после возвращения наших музыкантов и их преподавателей (педагог Ани - Светлана Иосифовна Ситникова, Наташи - Нина Васильевна Авраменко), muz.by встретился с путешественниками, чтобы расспросить о впечатлениях - от конкурса, от Дубая, от мастер-класса и экскурсий.

Первыми нашли окно в учебном и рабочем процессе победительница Анна и её педагог Светлана Иосифовна.

Светлана Иосифовна, расскажите пожалуйста о ваших впечатлениях от поездки?

С.И.: Во-первых, очень приятно, что существует корпорация, которая может организовать поездку в Дубай. Я однажды была в этом городе, и думала, что больше никогда не попаду. Потому что финансово для рядового белорусского музыканта это неподъемное мероприятие. А Дубай - это какой-то другой мир, и сама возможность попасть на такой конкурс - это уже приятно, не говоря о том, чтобы стать стипендиатом.

Тем более, что все ребята, которые приехали в на финал в Дубай из разных стран, очень талантливые, играющие, у всех очень высокий уровень. И я с большим интересом послушала, как музыканты из различных стран профессионально играли.

Аня: У меня вся поездка была наполнена позитивом и открытиями, все началось ещё с полета, потому что на самолёте я летела в первый раз, да ещё и сразу в Дубай.

Очень красивый город Дубай, фонтаны, пальмы, природа очень яркая… Я, конечно, видела не очень много, но, мне кажется, достаточно, чтобы составить своё впечатление о Дубае. Больше всего мне понравились пальмы в разное время дня. А еще мне понравились высотные здания, я никогда в жизни таких не видела и никогда так не запрокидывала голову, чтобы рассмотреть что-то. И ещё более красивые эти здания в подсветке.

К танцующим фонтанам мы как раз приехали в сумерках, и они светились, пели, танцевали… Воду подсвечивали таким образом, что казалось, будто танцевал живой огонь, словно бы вырывались фейерверки из моря, это было фантастически! И сразу же после этого начало светиться здание, и звучала их национальная музыка. Это тоже впечатлило, потому что жители Дубай вроде как гордятся собой, и это очень здорово!

Я не могу пока сравнить или проассоциировать Дубай с чем-то, потому что никогда до этого ничего подобного не видела и не слышала, я всё ещё перевариваю эту поездку (смеётся).

Хотела ли бы ты вернуться в Дубаи ещё раз, и если да, то с кем?

Аня: Конечно, я бы с радостью поехала туда снова и взяла туда с собой…

С.И.: (подсказывает) Всех!..

Аня: Вообще-то да! (смеется) Я вот всем рассказываю, что я видела, как там было здорово, но это надо самому один раз увидеть и прочувствовать. Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы все мои близкие и знакомые побывали в Дубае.

А так, взяла бы с собой своего педагога, своего школьного концертмейстера, взяла бы своих музыкальных педагогов, которые мне всегда помогали, маму, подруг обязательно…

Мне вот в прошлом году повезло: объявили Стипендиальную программу по флейте, и теперь я очень жду, когда объявят инструмент этого года. И очень желаю своим друзьям, чтобы это был тот инструмент, на котором они играют, чтобы у них была такая же возможность, как в этом году у меня.

Светлана Иосифовна, а вы ожидали, что Аня получит стипендию, переживали по этому поводу?

С.И.: Переживания отметят нас или нет не было, у Ани по крайней мере. У меня, как у взрослого человека была какая-то уверенность, что мы должны взять эту стипендию! Потому что много сил вложено, большой объем работы проделан, и не только к этому конкурсу, а вообще, и Аней, и мной.

С большим уважением к Аниной работе я хочу сказать, что она достойна этой награды. Она не рядовой ученик, она талантлива и действительно умеет трудиться.

Аня, для конкурсантов помимо непосредственно выступления и развлечений был ещё рабочий момент - мастер-класс с Андреа. Почерпнула ли ты из него что-то новое, интересное?

Аня: На самом деле, почти всё, что говорила Андреа, мне проговаривал преподаватель, что-то и не единожды. Но в данном случае Андреа была как бы мнением со стороны: знаете, педагог вроде бы тебе говорит одно и то же семь лет, оно уже заезжено. А тут тебе сказал ещё один профессионал, непредвзятый, потому что он тебя не знает. И ты заново переосмыслил свои проблемы.

Андреа с одной стороны сказала очень много приятных слов, а с другой - корректно подчеркнула все мои ошибки. И она так поступила со всеми: абсолютно всем сделала какие-то комплименты, подчеркнула плюсы, и не жестко рассказала про минусы.

Она нам даже показала нас со стороны: называла ошибку, брала чью-нибудь флейту и сначала играла так, как ты играешь, чтобы у тебя была возможность оценить свою ошибку со стороны. А потом на этом же инструменте она играла так, как должно, как она бы сыграла: с правильной постановкой, со своей динамикой, и мы сразу чувствовали отличие. Она показала, что играет так хорошо не потому, что у неё крутая золотая флейта, а потому что она действительно профессионал.

В общем, за эти 20 минут, которые нам отводились, Андреа емко впихнула много полезной информации и нюансов, показала некоторые упражнения, терпеливо выслушала нас, спасибо ей за всё!

Из интересного - я впервые в своей жизни увидела золотую флейту Yamaha - инструмент Андреа. Я слышала, что такие существуют в природе, но не думала, что мне посчастливится увидеть и услышать этот инструмент так близко.

Скажите, а вообще подготовка к участию в Стипендиальной программе заняла много времени?

С.И.: Вы знаете, Аня сейчас в таком возрасте, когда работа уже не такая напряжённая, как в детстве. Например, лет в 12 - когда первый конкурс, и вот тогда строишь каждую ноту. В данном случае она уже многое умеет сама. Педагог больше корректирует нюансы. Да, работы много, этот труд уже более интенсивный, но менее монотонный.

Но я не могу сказать, что мы не готовились как к конкурсу. Это в любом случае было выступление, а выступление предполагает большой объём подготовительной работы. Если не работал - не будет ни нормального выступления, ни тем более победы.

Аня сыграла ярко. Еще на мастер-классе Андреа (судья конкурса - прим.автора) сказала, что по эмоциональности и энергетике Анин номер был самый сильный. И уже после финального выступления к Ане подходили представители Yamaha, говорили, что она сразила наповал, что у нее была самая эмоциональная подача.

Конечно, одной эмоцией сыт не будешь, профессионализм тоже очень важен: чтобы сделать это крещендо, нужен не один год тяжелого труда. И если труд над техникой был во многом мой как преподавателя, то подача могла быть и была исключительно Анина. Подаче эмоций тоже надо научиться.

Светлана Иосифовна, а как на ваш взгляд: больше шансов добиться успеха у ученика-трудоголика или у того, кто обладает незаурядным талантом, у кого глаза горят?

С.И.: Трудяга и человек с огнём в глазах - это должно быть в одном флаконе. Когда у человека глаз горит, но он не может собраться и ничего сделать, - это для меня не талант. Для меня талант - когда ребенок слышит и делает.

Какие-то задатки есть у всех. Но нет детей, которые просто вот родились - дай ему флейту, он сыграет. Это только в фильмах бывает. Ребенок должен знать и понимать, что с него требует преподаватель, и стараться это выполнить. Вообще, чтобы добиться хоть какого-то успеха, преподавателю и ученику нужно пройти долгий и тернистый путь.

Есть какие-то качества, которые врожденные, их сложнее подтянуть. И вот тут важна воля. Самолюбие - тоже очень важно для музыканта - “я могу, я хочу, я должна это сделать”, а не “будь что будет”. Короче, музыкант не может вытянуть только за счёт таланта или только за счёт трудолюбия, это нераздельный тандем.

Публика после выступления должна уйти в определенном настроении, с определенной эмоцией. И для этого нельзя просто разнервничаться на сцене, это сразу ноль. Ты должен ещё чем-то подкрепить свою эмоциональность: выстроить динамику, драматургию номера, и сам должен прочувствовать, в себе найти эту эмоцию. Потому что эмоциональный тонус и эмоциональный интеллект - это тоже очень важно.

Итого: если у тебя есть трудолюбие и эмоциональный интеллект, плюс ловкость и ещё много всяких качеств, тогда способен завести. У хорошего музыканта вообще должно быть множество всяческих нюансов. Нельзя сказать, что нужно три или пять качеств. Их гораздо больше, и большая часть - это оттенки и хитрости. Игра должна быть эмоциональной и умной. Если одна эмоция без ума - это плохо. Эмоция и ум без наработок - тоже плохо. Знаете, это вообще довольно сложная схема требований (улыбается).

Чуть позже нам удалось встретиться с Ниной Васильевной, педагогом Натальи. Сама Наташа, к сожалению, не нашла времени в своём плотном графике.

Нина Васильевна, расскажите, пожалуйста, о вашем Дубае - что было интересно, что увидели нового?

Очень интересная поездка, очень яркие впечатления, как будто меня перенесли в другой мир. Никогда не была раньше в этом городе, в этой стране, и если бы когда-нибудь ещё удалось съездить, была бы очень счастлива!

Наше время равномерно разделили на отдых (экскурсии) и работу (мастер-класс, подготовка к выступлению). На мастер-классе я с удовольствием послушала ребят, с которыми работала Андреа, послушала саму Андреа. Она играющая, знает репертуар, она подготовилась ко встрече с ребятами… И на очень скрупулезно работала.

Единственное, что лично мне показалось несколько странным, это то, что она накануне конкурса делала какие-то поправки в постановке. То есть, Андреа потом говорила, чтобы ребята на финальном концерте играли так, как учили дома с преподавателями, но я бы всё равно не рискнула что-то говорить или менять вот так - накануне выступления.

Наташа после мастер-класса сначала отреагировала ожидаемо восторженно. А потом я спросила у неё, что же нового она узнала, девочка задумалась и сказала, что в общем-то Андреа просто немножко по-другому проговорила то, что Наташа уже знала.

А что касается отдыха - нас возили в Дубай-центр, это было очень интересно. Особенно когда ты сам в лете, а за стеклом видишь зиму, и люди катаются на лыжах на санках, фуникулеры! Конечно, это впечатляет. Или аквариум размером, а я даже не знаю со скольки этажный дом, где акулы плавают. И башня переливающаяся огнями, и танцующие фонтаны, всё очень яркое и незабываемое!

Мне все очень понравилось: от мастер-класса… нет, от гостиницы… нет, от самолёта (смеётся)... Да, от самолёта, в котором мы летели, до занятий и финального концерта - всё очень понравилось. Вы даже не представляете, как я благодарна этому проекту и людям, которые делают такое благородное дело. Всё организовано на высшем уровне: и встреча, и обращение… Они большие молодцы - ребята из Yamaha!

А что вы можете сказать о конкурсантах - об их выступлении, об уровне подготовки? Кто больше понравился?

Мне довольно сложно судить объективно, вы понимаете, я же болела за свою ученицу. Но мне очень понравились ребята из Киева и Полтавы. Стипендию в итоге взяла только девочка из Полтавы, две другие украинки не попали в стипендиаты, к сожалению, хотя очень достойно исполняли, на мой взгляд.

Девочки из Киева, насколько я знаю, занимаются в ЦМШ при консерватории киевской у Турбовского, и уровень у них очень высокий. Там всё отточено: и техника есть, и инструмент звучит...

Например, одна исполняла “Фантазию” из Кармен - это и взрослому человеку не всегда под силу сыграть, потому что технически очень сложное произведение. А там - текст был выучен, все нотки прозвучали, все пассажи. Знаете, бывает говорят: виртуозно играет, а там не слышно ни одной мелкой ноты. Я считаю, что всё должно быть озвучено. А у этой девочки всё было, в том числе, и какое-то своё отношение к этой музыке.

Вторая девочка тоже была хороша - и очень глубокий звук, и отношение - музыкантское отношение к произведению. И при этом обе участницы молоденькие - 15-16 лет. Вот я их выделила.

А наши девочки, на ваш взгляд, чем-то выделялись из всех финалистов?

Мне трудно судить, потому что когда волнуешься за своего ученика, тут уже не до сравнений. Не могу сказать, что они прямо так сильно выделялись…

Но Наташей я довольна, и довольна уже тем, что она попала в эти 13 человек, которые играли в финале. Это уже успех, я считаю! А ещё это опыт. Тем более, что мы играли с чужим концертмейстером, на Наташино выступление он немножко опоздал, девочка успела слегка разволноваться, пока стояла одна на сцене. И потом они довольно быстро стартанули, взяли очень высокий темп… В общем, Наташа сделала, на мой взгляд, всё, что могла, и я ей горжусь.

А вообще у музыки может быть национальность, как вам кажется? Есть ли принципиальные отличия между исполнителями, например, из Грузии и из Украины?

Нет, у музыки нет национальности. Во-первых, финалисты играли международную музыку. Там одна девочка только играла произведение украинского композитора, я даже не запомнила название. А так в основном играли все классическую музыку, что называется, из репертуара профессионального флейтиста.

Про нашу победительницу - Анну - все сказали, что она играла очень эмоционально. А по вашему мнению, что важнее - техника или эмоциональность?

Аня молодец, она очень музыкальная. А техника, на мой взгляд, должна быть подчинена музыке. Должна быть музыкальная выразительность. Для меня критерий - чтобы инструмент хорошо звучал. Ну кто будет слушать вокалиста, который хрипит?.. Это же понятно: чтобы инструмент звучал, интонационно. Ну и, конечно же, своё отношение - музыкальность, выразительность. А техника - она как приложение должна быть, то есть через технику музыкант должен выражать своё отношение к той или иной музыке, композитору и так далее.

Как вам кажется, что лучше для конкурса - чёткая градация по местам или возможность отметить сразу нескольких участников одинаково?

Тут многое зависит от формата: на конкурсе должны быть чёткие места - первое, второе, третье. Ради этого он и задумывается. А вот в Стипендиальной программе как раз-таки допустимо вот такое определение лучших. И здорово, что выделили такой контингент по возрасту, что младшие дети могли поиграть на одной сцене со старшими, посмотреть, что к чему, набраться опыта.

И я нисколько не сомневаюсь, что Наташа бы посоветовала своим друзьям, которые играют на других инструментах, обязательно участвовать в Стипендиальной программе Yamaha. Потому что это замечательная возможность, незабываемая поездка… Я бы сама детей уговаривала участвовать!

Магазин “Музыка” ещё раз от души поздравляет всех участников Стипендиальной программы Yamaha 2017/18 и желает им дальнейших успехов и побед! Следите за новостями на muz.by и в наших социальных сетях, вскоре будет объявлен инструмент, по классу которого будет проходить Стипендиальная программа 2018/19!
 


Читайте также:



Наверх

FreeCurrencyRates.com