x

Авторизация

  • Главная
  • Новости
  • Об акустике, демпферной системе и Yamaha CLP: интервью с Дмитрием Лойко

Об акустике, демпферной системе и Yamaha CLP: интервью с Дмитрием Лойко

19.01.2017 861

Эта неделя у нас в магазине посвящена клавишным инструментам, в частности - цифровым пианино линейки Yamaha CLP. До 22 января 2017 года любой инструмент этой серии можно приобрести со скидкой 7%. Эти пианино не самые бюджетные, но их качество и начинка стоят того - по крайней мере, так утверждают профессионалы.

Чтобы не быть голословными, мы отправились в Минский государственный музыкальный колледж имени Глинки и побеседовали с человеком, который каждый день использует Yamaha CLP для работы. Знакомьтесь - Дмитрий Александрович Лойко - композитор, преподаватель и по совместительству - заведующий лабораторией звукозаписи колледжа.

Дмитрий Александрович, как давно вы преподаете и какие предметы?

Я преподаю уже более 10 лет, сейчас у меня много разных предметов - и все творческие: сочинение музыки, аранжировка, инструментовка, инструментоведение, история джазовых стилей, дополнительный инструмент для пианистов первого курса - синтезатор. Собственно, поэтому я чаще всех работаю с этим инструментом - CLP 535, он стоит у нас в лаборатории.

Какие полезные функции, на ваш взгляд, есть у этого инструмента?

Мне вообще очень нравится этот инструмент. Я до сих пор восхищаюсь его отзывчивостью, потому что для профессионального музыканта очень важно чувствовать под собой инструмент и музицировать на нем, а не просто нажимать на клавиши. Данный инструмент позволяет именно музицировать, инженеры очень хорошо поработали и над механикой, и над акустикой.

Среди важных для профессионалов особенностей хочу заострить внимание на демпферной системе этого пианино. Я играл на многих цифровых инструментах, но нигде не видел такую систему демпферного резонанса. Здесь даже имеется отдельная демпферная средняя педаль. У меня поначалу многие ученики-пианисты спрашивали: а что это за педаль? (смеется) Просто привыкли в фортепиано “Беларусь” третья педаль - чтобы “соседям не мешать” (глушить звук - прим.автора)...

А здесь полноценная демпферная педаль помогает добавить особый художественный эффект произведению. Как это работает (демонстрирует): нажимаем одну клавишу тихонечко (открываем демпферы) и нажимаем среднюю педаль, а потом резко ударяем по другой клавише. Слышите?.. Громкий звук стих, а первая клавиша до сих пор звучит.

Благодаря этому стало возможным сыграть на фортепиано, например, произведения Белы Бартока, в частности, его цикл “Микрокосмос”, там есть такое произведение - “Обертоны”. Или у Смольского Дмитрия Брониславовича - это мой наставник, кстати, - есть произведение “Игра света”, там все тоже построено на системе демпферного механизма. Собственно, такая система в цифровом инструменте помогает воссоздать звук, который бы получился на хорошем акустическом фортепиано.

Не могу обойти стороной и еще одну особенность инструмента - возможность играть в различных музыкальных строях. Сейчас, чтобы вы понимали разницу, все инструменты настраивают в системе равномерного темперированного строя. А в этом инструменте можно менять строи на так называемый пифагорейский, чистый, системы темперации Кирнбергера, Веркмайстера и другие. Для чего это нужно? Например, когда мы, например, играем произведения Иоганна Себастьяна Баха или Генделя, мы можем использовать тот строй, который соответствует времени написания той или иной пьесы. И, играя, мы воссоздаем целую эпоху - реальное звучание произведения, а не его интерпретацию в равномерно-темперированном строе.

Еще на занятиях мы активно используем разделение клавиатуры. У наших пианистов есть небольшой курс джазовой импровизации. Тогда мы выбираем в настройках тембр, разделяем клавиатуру, чтобы левая рука играла, например, бас-гитару, а правой тогда уже импровизируем в стиле буги-вуги на электрофортепиано.

Также пользуемся еще такой функцией, как аддитивный синтез - наложением одного тембра на другой, но в меньшей степени.

Ваше мнение: для кого предназначены пианино линейки Yamaha CLP? Для каких целей лучше всего подходят эти инструменты?

Если говорить об этом инструменте с точки зрения его аудитории, то Yamaha CLP скорее фортепиано для профессионалов. Я себе такой инструмент с удовольствием приобрел домой, например, чтобы не мучить соседей. Вот тут у меня наушники висят, можно их подключать, есть и второй выход для наушников - можно кого-то рядом посадить - слушать. Можно заниматься, полноценно чувствуя под собой инструмент, при этом никому не мешать.

Да, в этом плане, наверное, купить ребенку такой инструмент - это очень круто. Но опять же: какие цели родители и ребенок ставят перед собой - окончить музыкальную школу или действительно профессионально заниматься музыкой?.. Я так скажу: для младших музыкальных классов такой инструмент все-таки не нужен. А вот уже ребятам постарше или, например, студентам нашего колледжа с таким пианино очень интересно работать и учиться. То есть, это хороший инструмент для параллельного обучения, за основу я бы его не брал.

Практически все преподаватели в один голос твердят, что учиться надо на акустических инструментах. А что же делать родителям, ведь акустика стоит очень дорого, а покупать старое, возможно, убитое пианино б/у не очень и хочется?..

Вы знаете, я учился на тех самых легендарных инструментах - фортепиано “Беларусь”. Некоторые были, что называется, раздолбанными, у некоторых из них был изначально неравномерно темперированный строй... Но как видите, мне это отнюдь не повредило. Каждый пианист, как мне кажется, должен изначально прочувствовать живое звучание, понять механику живого инструмента, научиться координировать мозг, руки и звучание. А когда этот первый этап пройден, можно экспериментировать и пробовать другие варианты.

С одной стороны, конечно, нельзя сравнивать электронные инструменты моего детства и то, что детям могут предложить сейчас - хоть бы и вот этого красавца. Звукоинженеры той же Yamaha проделали колоссальную работу, новые модели по звуку и по ощущению инструмента практически не отличимы от акустических. Но с другой стороны, остается воспитательный момент, выработка у будущего музыканта какой-то внутренней эстетики, если хотите. Он должен научиться слушать инструмент, его резонирование, чувствовать его отдачу.

Знаете, изучение музыки в восточных странах строится на ментальных практиках, ученикам нужно как бы слиться, стать одним целым с инструментом, а музыка должна проходит через тело. У нас этому, конечно, уделяется меньше внимания, но контакт ученика с живым инструментом - это важно. Когда контакт налажен, тогда можно вводить хорошие цифровые инструменты в обучение. Особенно для домашних занятий - соседей все же жалко (смеется).

А насколько хорошо может этот инструмент проявить себя в концертном зале?

Все будет зависеть от акустики концертного зала. Тут, конечно, очень много различных настроек есть, та же реверберация, но высокочастотных динамиков, которые есть в других моделях CLP, или особо мощной акустики здесь нет. Пианино, конечно, можно подзвучить - вывести его через колонки дополнительной акустической системы. Но опять же, это будет еще работа со звукооператором. Мой вердикт - да, этот инструмент можно использовать для концертных выступлений, но я бы уточнил, что предназначен он для другого.

Это же касается и стиля игры: здесь есть различные тембры - джаз-пиано, например, или орган, и можно экспериментировать, делать какие-то конкретные настройки под себя. Но как по мне, CLP-535 - это все-таки хороший представитель классических инструментов, хоть и со множеством полезных функций, недоступных акустическому пианино. Причем функции, которые есть у инструмента, позволяют действительно на новом уровне играть классические произведения - Шопена, Рахманинова.

Насчет популярной музыки - тоже все возможно. Я подключаю инструмент к компьютеру, здесь есть встроенный секвенсор, но я пользуюсь тем, который у меня в компьютере. Получается, инструмент я использую как очень хорошую, качественную миди-клавиатуру. Ну и если какие-то синтезированные звуки можно легко записать и с миди-клавиатуры, то чистый фортепианный звук получается намного качественнее, если его писать с этого инструмента. Звук более отзывчивый, правильный, понятный. Но все же для создания поп музыки - не самый лучший вариант, потому что для такой музыки есть специальные модели со множеством дополнительных контроллеров, для работы с секвенсором. В этом инструменте такие функции, на мой взгляд, просто не нужны.

Есть ли поклонники у этой Ямахи?

У этого инструмента много поклонников, потому что он один такой у нас (смеется). У нас есть цифровые пианино в учебных классах, но они другие и функций у них поменьше. Меня до сих пор каждый раз завораживают различные системы темперации: играть Баха так, как он играл, как он задумывал и слышал это произведение - это волшебно.

Собственно, думайте сами, решайте сами - авторитетное мнение эксперта мы вам представили. Хотим поблагодарить руководство Минского государственного музыкального колледжа имени Глинки за содействие в подготовке этого материала, а также лично Дмитрия Александровича Лойко за интересную беседу.

Мы просто верим в музыку!


Читайте также:



Наверх

FreeCurrencyRates.com