Войти Корзина
Корзина
Пока пуста :(
Главная > Новости > Музыкальная эволюция > МУЗЫКАльная эволюция: "Спрашивать у меня, что лучше - контрабас или бас-гитара, это как пытать маленького ребёнка, кого он больше любит - маму или папу"

МУЗЫКАльная эволюция: "Спрашивать у меня, что лучше - контрабас или бас-гитара, это как пытать маленького ребёнка, кого он больше любит - маму или папу"

МУЗЫКАльная эволюция: "Спрашивать у меня, что лучше - контрабас или бас-гитара, это как пытать маленького ребёнка, кого он больше любит - маму или папу" 30.06.2020

История контрабаса и бас-гитары тесно переплетены. Скорее, даже так: бас-гитара стала ответом на требование мобильности для басового инструмента ритм-секции. 

Для чего именно нужны басовые инструменты и в чём заключается сложность их изготовления? Басовые инструменты включены в ритм-секцию музыкальных ансамблей и отвечают не только за ритмику произведения, но и за его наполненность, объёмность. 

Особенно важно это для таких стилей в музыке, как джаз и рок, а также всех производных и смежных. В таких сложных составных музыкальных рисунках обязательно должен быть разной "густоты" фон, который задаёт настроение, заставляет дрожать внутренности и ёкать сердце. Поэтому без баса в хорошем джазовом или роковом музыкальном коллективе не обойтись. 

Что касается сложности изготовления: чтобы инструмент мог воспроизводить низкие частоты довольно громко без дополнительного оборудования, он должен быть большим, а струны для него - толстыми. Насколько большим? Контрабас как раз даёт представление об этом. С другой стороны, когда-то музыкантам стало недостаточно обычного контрабаса, и появился октобас - огромный контрабас, порядка 4,5 метров в высоту, на котором играли сразу два человека, т.к. один бы не справился. Но мы забегаем вперёд, давайте всё же разбираться по порядку. 


Итак, первый полноценный контрабас (а не его прототип - контрабасовая виола) появился в XVII веке. Как и любой новый инструмент, контрабас возник в качестве эксперимента - оркестру нужен был инструмент с максимально низким диапазоном и мощным звучанием. За первое отвечали толстые струны и способ настройки, за второе - мощный корпус. В разное время у контрабаса было три и даже пять струн, но оптимальное их количество, конечно, четыре. 

После того, как инструмент в принципе появился и получил своё название, он не стал популярным. Это произошло гораздо позже, в конце XIX века. Именно тогда смычковый инструмент стал неотъемлемой частью всех оркестров. Ещё большую популярность и значимость контрабасу придал музыкальный стиль джаз.


Но время шло, в музыке появлялось всё больше различных стилей, которые требовали новых решений. В то же время более широкое распространение приобретают автомобили, что делает оркестры и музыкальные коллективы более мобильными. Вот только контрабас при всех своих плюсах мобильностью никогда не отличался. К тому же, контрабас довольно сложно настраивался, требовал от музыканта выносливости и концентрации, ведь играть, в основном, приходилось стоя. Замена струн в контрабасе - особая история, хотя, чтобы порвать струну контрабаса, тоже нужны недюжинные способности. 

К тому моменту уже были изобретены и активно использовались комбоусилители для электрогитар. Это многих мастеров на мысль, и в первой половине XX века мастера и компании активно экспериментировали, чтобы создать новый компактный инструмент, который смог бы заменить контрабас. К примеру, появился Gibson Мандо-бас - басовая мандолина. А потом и электро-бас Audiovox. Но по разным причинам эти инструменты не “выстрелили”, не стали популярными и востребованными.


А вот в 1951 решение нашлось. Гениальный Лео Фендер создал свой легендарный Fender Precision Bass, а через 9 лет, в 1960, предложил ещё один вариант бас-гитары - Fender Jazz Bass. Ещё через год Билл Ваймэн в качестве эксперимента создал безладовый бас, в 1966 безладовые басы были запущены в серийное производство. К слову, именно с басами история получилась парадоксальной: сначала появился электро-бас - ладовый инструмент со сплошным корпусом и подключением к комбоусилителю, а уж потом - безладовый, акустический и акустический с подключением. Вот такая история у инструментов ритм-секции.

Многие почему-то думают, что контрабас - это очень элитно и серьёзно, а бас-гитара - для неудачников-гитаристов. Но любой профессиональный музыкант вам скажет: это не правда. Музыкант либо умеет играть и хочет совершенствоваться, либо нет, а от инструмента это не зависит. 

Чтобы не быть голословными, MUZ.BY обратился за советом и консультацией к Людмиле Круковской - талантливой бас-гитаристке и контрабасистке, которая играла в самых разных музыкальных коллективах, создавала свои успешные проекты, и вообще Людмилу хорошо знают в профессиональных музыкальных белорусских кругах. Ведь девушка-контрабасистка - это в принципе не такое уж частое явление.

106722412_573891753496124_9090318343084519421_n.jpg

Людмила, расскажите, пожалуйста, в каких случаях гитара не сможет заменить контрабас и наоборот? 

По большому счёту, бас-гитара и контрабас - абсолютно разные инструменты, которые звучат абсолютно по-разному, поэтому выбор инструмента всегда зависит от музыки, которую собираешься играть, и от того, насколько ты готов экспериментировать. Для меня в основном оба инструмента приемлемы. Единственное, где бас-гитара не смогла бы заменить контрабас - это в классике, потому что там 95% смычком играется. Именно так традиционно писали классические композиторы как для оркестровой контрабасовой группы, так и сольные произведения. А контрабас, наверное, в тяжелой какой-то музыке не сможет заменить бас-гитару. А вообще, сейчас так много фьюжна и эклектики, что в остальном со всякими примочками возможно играть практически все и на бас-гитаре, и на контрабасе, тем самым находя новое звучание. 

Нужны ли какие-то дополнительные физические упражнения бас-гитаристу, чтобы начать заниматься на контрабасе (растяжка пальцев, разработка плечевого сустава и т.д)? 

Дополнительные упражнения не нужны, надо просто начать играть на контрабасе. И уже в процессе обучения, игры будут выполняться упражнения: на растяжку пальцев, на то, чтобы не зажимались плечи, чтобы правильно работали мышцы и потом не болели руки. Все это естественно развивается в процессе занятий. 

104911100_621409251811158_463495944986799048_n.jpg

Какие сложности возникают у контрабасиста при переходе на бас-гитару и наоборот?

Самая большая сложность при переходе - это чистота звучания, то есть привычка к мензуре. У контрабаса гриф гораздо больше, у баса - соответственно, меньше, чтобы чисто попадать в ноты и технично играть, надо контролировать ушами, куда ставишь пальцы левой руки, пока не разовьётся механическая память. Плюс к этому, играя на контрабасе, нужно больше прилагать физических усилий, чтобы «раскачать» инструмент. Если отталкиваться от звука, а не от методик, то сила атаки и зажима струны вычисляется в процессе занятий, и в дальнейшем уже просто осознанно этим пользуешься, создавая нюансы. 

106212069_309722653765729_4977243404240831676_n.jpg

С чего бы лично вы посоветовали начинать - с контрабаса или с гитары, при условии, что в планах освоить оба инструмента? А может быть вообще лучше начинать с какого-то третьего инструмента типа гитары или пианино? 

Да всё равно. Если человек осознанно намерен играть на обоих инструментах, то начинать нужно с того, к которому на данный момент больше лежит душа. Чтобы начать понимать и чувствовать этот инструмент. А потом уже и другой подключать. А что касается пианино, то лично я бы всем музыкантам советовала научиться играть на нём. Вне зависимости от того, на каком инструменте ты уже играешь или только начинаешь играть. В том числе и барабанщикам. Потому что видна вся музыкальная палитра, все гармонические переходы, вся математика - как на ладони. 

Как вы считаете, есть ли необходимость контрабасисту уметь играть на бас-гитаре и наоборот? 

Я считаю, что такой необходимости нет, всё по зову сердцу. Многие контрабасисты осознанно не хотят играть на бас-гитаре и наоборот. Это ведь, повторюсь, разные инструменты. Просто они выполняют одну и ту же басовую функцию - ритмическую и гармоническую. А спрашивать - особенно у меня! - что лучше - контрабас или бас-гитара, это как пытать маленького ребёнка: кого больше любишь - маму или папу! (Смеется). И то хорошо, и то, просто по-своему.

105985174_963597044093858_2865789612340971621_n.jpg

Мы тоже так думаем! Именно поэтому в “Музыке” большой выбор бас-гитар - как для начинающих музыкантов, так и для профессионалов. Но и контрабас у нас тоже есть! Так что не стесняйтесь: в “Музыке” можно подержать в руках оба инструмента и решить, к которому из них вы действительно неравнодушны. И тут же этот инструмент купить, в том числе, в рассрочку. 

Ждём вас на ул.Я.Коласа, 39 каждый день! 

Возврат к списку

ООО "МУЗЫКА"
Мы помогаем с консультацией и выбором инструментов и оборудования, предлагаем доставку, установку и настройку инструментов. Перед покупкой познакомиться с инструментом можно в оффлайн-магазине. Мы всегда рады поделиться с нашими покупателями выгодными предложениями и скидками, приглашаем всех желающих на семинары, мастер-классы и другие интересные мероприятия в наш оффлайн-шоурум. Мы просто всегда рады вас видеть по любому поводу!
220013
Беларусь
Минск
ул. Якуба Коласа, 39, пом. 91, комн. 2
+375447910271 , +375256020566 , +375333918885 , +375173556208
info@muz.by
MUZ.BY

MUZ.BY

ОШИБКА: Не задан URL картинки (заполните свойство Ссылка на картинку или Ссылка на миниатюру)

,
101244605