x

Авторизация

  • Главная
  • Новости
  • "Найти свой собственный стиль - да, это сложно, но это того стоит." Виталий Шишпоренок и Юрий Усков рассказывают о своем опыте игры на губной гармошке

"Найти свой собственный стиль - да, это сложно, но это того стоит." Виталий Шишпоренок и Юрий Усков рассказывают о своем опыте игры на губной гармошке

11.08.2016 908

История губной гармоники насчитывает почти 200 лет успешного музицирования и ярких джазово-блюзовых соло. Испытывая невероятно теплые и позитивные эмоции по отношению к этому инструменту, мы решили расспросить одних из самых известных в Беларуси харперов о том, как начинался их путь. Солисты Nameless Blues Band Виталий Шишпоренок и Юрий Усков расскажут о том, почему они вдохновились гармошкой, кто повлиял на их творчество и как научиться играть самостоятельно.

харперы в магазине музыка

Ребята, расскажите, почему вы начали играть на губной гармошке? Что послужило толчком?

Виталий Шишпоренок: Почему начал играть на гармошке? Это философский вопрос. Почему люди начинают заниматься тем или другим. Был некий импульс, который шел изнутри и как магнитом притянул к такому маленькому (но в тоже время большому в музыкальном плане) инструменту. До того, как начать играть на губной гармошке немного играл на фортепиано и гитаре. Много слушал музыки и был в целом к ней неравнодушен. Рок, блюз, джаз, рок-н-ролл был ближе.

В одной из композиций услышал звуки губной гармошки, которые заворожили меня. Причем исполнитель просто играл аккордами (дул в гармошку, особо не думая). Но на фоне других инструментов (барабаны, гитары, вокала) она выделялась, как нечто особенное и сразу привлекала внимание слушателя на себя. Есть в ней изюминка. ЧайФ, Чиж, Битлз (The Beatles), Боб Дилан (Bob Dylan) подыгрывали себе на гармошке и это выделяло композицию среди множества других.

Это что касается толчка. Процесс этот шел некоторое время. И в одно прекрасное утро, когда я шел через подземный переход в центре города, я услышал, как один мужчина тихонечко играл на ней. При этом у него рядом был чемоданчик, где он и продавал гармошки. Это был знак, поэтому я и приобрел свой первый инструмент гармошечный.

"Если можешь в какой-то конкретный момент какой-то конкретной песни не играть — не играй."

Юрий Усков: Самое смешное, что когда-то очень давно наличие гармошки на записи той или иной песни я наоборот воспринимал как некий раздражающий фактор. Ну, вот возьмите первый альбом Боба Дилана, который добрые люди взяли и пересвели в стерео, и послушайте его в наушниках - это когда в одно ухо вам пойдет гитара, а во второе - вокал и очень специфическая гармошка Боба Дилана. Вы меня очень поймете. А полюбил я гармошку благодаря двум очень разным коллективам - когда услышал Paul Butterfield Blues Band и группу Умка и Броневичок (тогда еще Броневичок) - что Баттерфилд, что умкины харперы, полностью перевернули мое отношение к этому инструменту. После чего я пошел и купил себе гармошку смешной марки Jack Daniels (ха-ха), которая, что самое смешное, даже вроде еще звучит.

харепры в магазине музыка

Есть ли ограничения в игре на губной гармошке? И на какой гармонике предпочитает играть каждый из вас?

Виталий Шишпоренок: Ограничение на гармошке.. нет всех нот. То есть, у нас есть 3 октавы, но не все ноты присутствуют. Они добываются путем бендов (прием, позволяющий понизить высоту ноты - прим. MUZ.BY). При дополнительной настройке эта проблема (не все ноты) решается и исполнитель может брать овербенды, а диатоническая гармошка становится полноценным 3-х октавным инструментом. Но еще эта проблема может решаться, когда мы берем гармошку другой тональности. Но в то же время, это ограничение, оно и является фактором раскрытия эксклюзивного звучания инструмента, техники игры. Поэтому на бумаге да, это небольшое ограничение. В игре другое дело. Хотя, тут наверное стоит сказать о стилях. Классику академическую будет не так просто вытянуть. Но вот блюз, рок-н-ролл, народные темы.. немного джаза, фанка, регги.. лягут на гармошку очень хорошо.

Юрий Усков: Ограничения? Во-первых, как по мне, главное - если можешь в какой-то конкретный момент какой-то конкретной песни не играть — не играй. Гармошка инструмент точечный. И лучше взять одну ноту, но красивую, чем пройтись вверх-вниз по хроматической гамме.

Что касается инструментов, то я перепробовал многие гармошки и, честно скажу, в каждой из них есть своя прелесть. Но если выбирать, то пусть это будут Hohner Marine Band, Hohner Marine Band Deluxe и Hohner Special 20.

Сколько у вас губных гармошек?

Виталий Шишпоренок: Сейчас у меня немного гармошек. Остались наиболее востребованные мною в игре. 11 штук. Плюс есть еще раритетные гармошки, сувенирные. Их еще 4 :) Одно время было около 20 рабочих.

Юрий Усков: Гармошек много, явно больше двадцати, давно не считал. Потому как пытаюсь открывать для себя разные марки и модели. Кроме Хонера есть же еще Seydel, Lee Oskar, Tombo, Hering, Suzuki - знаете, как интересно все это пробовать?

Вы самоучки или ходили на курсы?

Виталий Шишпоренок: Я думаю, что самоучки. Ведь это было 14 лет назад, когда интернет был очень медленный, когда информации было мало. Особенно по гармошке. Включал на записи композиции, где слышал гармошку и играл вместе с исполнителем. Купил маленькую брошюрку тогда вместе с гармошкой (кантри-школа) и по ней пытался играть композиции. Были тогда, как первопроходцы. Искали любую информацию по гармошке. По ТВ, в интернете, тогда как раз открылся сайт по гармошке хармоника.ру. Сидел в интернет-кафе и переписывал ноты. И самое главное много слушал. За 10 минут (2002 год) скачивал одну композицию блюзовую, где гармошка была лидирующим инструментом, затем много слушал. Процесс обучения был очень долгим. Так как неизведанными тропами пробирались и изучали, можно сказать, на ощупь возможности гармошки. Общались с единомышленниками, хотя, в то время их не так много было.

В общем, везде, где слышал гармошку, брал на заметку. Затем, после полугода обучения был стопор и я на пару месяцев забросил инструмент. Не получались бенды. На записях у матерых блюзменов, так классно выходило, но как это делать? Снова вернулся, когда в один из дней случайно получилось взять бенд. О каких-либо преподавателях и курсах в то время даже и не думали) В Москве только тогда впервые они начали появляться.

Юрий Усков: Моя игра на гармошке делится на четкое "до" и "после" - водораздел проходит по встрече с известным харпером Виталием Шишпоренком, который меня научил многому, и надеюсь, научит еще большему :)

харперы в музыке

Можно ли научиться играть на губной гармошке самому и что для этого необходимо?

Виталий Шишпоренок: Можно. Для начала нужна гармошка и большое желание. Нужно много слушать музыки. Пытаться играть с исполнителем. Накачать школ различных и каждый день понемногу играть. Но! Этот процесс путем проб и ошибок будет затянут во времени.

Есть люди, которые уже набили шишки и могут ускорить процесс понимания сути игры на губной гармошке, дать основы. Есть проторенные дороги. Самому в таком большом потоке не сладко будет. Запутаться можно. Не рекламирую себя и школу, но если будет желание - можете обращаться :)  Знаю ребят, которые сами снимают композиции, играют. А есть те, которым нужен толчок и кто-то со стороны, чтобы уж наверняка.

Юрий Усков: Видел я людей, которые самостоятельно научились играть на фортепиано, что может вызвать ужас у академических музыкантов. Что надо? Терпение, желание, четко поставленная цель.

Что самое сложное в игре на губной гармошке?

Виталий Шишпоренок: Самое сложное в игре на гармошке - научиться играть бенды. То есть, на одном отверстии "брать" сразу 4 разные ноты. Это на вдохе. Но это на начальном этапе обучения.

Как и в любом инструменте, в гармошке тоже нет какой-либо планки игры. Совершенствоваться можно постоянно! И это не касаемо бендов. Это и артикуляция, и эффекты, и "фишки", и скорость, и экспрессия.

Юрий Усков: Про технические аспекты вроде владения всеми 12-ю позициями на одной гармошке не будем, уж очень это сложная тема. А вот найти свой собственный стиль - да, это сложно, но это того стоит.

харперы в магазине музыка

Какие музыканты повлияли на вас?

Виталий Шишпоренок: Их очень много и процесс еще идет. Несколько из них: Джуниор Велс (Junior Wells), Джеймс Коттон (Cotton James), Мильто (Jean-Jacques Milteau), Сонни Терри (Sonny Terry) и многие другие. Всего, наверное, около 30 исполнителей. Но на игру на гармошке влияют не только исполнители на гармошке. На некоторых могут влиять саксофонисты. К примеру, Чарли Паркер (Charlie «Bird» Parker, Jr) очень влияет на одного из наших минских харперов. И это классно. Когда начинал, гармошки мало удавалось найти в аудиозаписях. Влиял Би Би Кинг (B.B. King), Клептон (Eric Clapton). Инструмент - это проводник в большом мире музыки. Поэтому может и Попьюли музыка влияла каким-то косвенным образом, когда в маршрутке или в магазине ее слышал случайно.

Юрий Усков: Пол Баттерфилд (Paul Vaughn Butterfield), Литтл Уолтер (Little Walter), Сонни Бой Уильямсон (Sonny Boy Williamson II), Мик Джаггер (Mick Jagger), Макс Таврический, Владимир Кожекин, Виталий Шишпоренок, Виталий Волошин, Денис Балахонов, Сергей Рилакс и многие другие - не только гармошечники, но также вокалисты, клавишники и многие другие.

Популярна ли в Минске губная гармошка?

Виталий Шишпоренок: Гармошка в Минске понемногу набирает обороты. Было затишье года 3 назад, но сейчас люди интересуются, спрашивают. Думаю, что не так популярна, как гитара, но в этом и заключается ее достоинство.

Есть еще куда стремиться) не все еще знают, про этот инструмент. Он маленький, поэтому и прячется. Но как только его находят, не могут уже оставиться)

Юрий Усков: Судя по тому, как часто в переходах, общественных местах и даже очередях в столовых можно услышать пару неумелых (а еще лучше - умелых нот), то вполне себе гармошка в Минске живет и здравствует. Уж очень толковый инструмент.


Читайте также:



Наверх

FreeCurrencyRates.com